Утром 4 мая 2024 года, в субботний день, именуемый в церковной традиции Великой Субботой настоятель храма Михаила Архангела г.Малоархангельска, протоиерей Николай Гонтар совершил Божественную Литургию.
В Великую субботу Святая Церковь вспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его Тела во гробе, сошествие Душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении уже указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа.
Церковная служба Великой Субботы возвещает о времени между смертью Спасителя и Его воскресением, толкует смысл трехдневного периода между погребением и восстанием, подводя верующих к празднику Пасхи в его внутреннем, таинственном смысле – она является сопряжением Пасхи распятия и Пасхи воскресения.
Божественной Литургии святителя Василия Великого предшествовало последование часов, чина изобразительных и вечерни.
Молитвенные песнопения, возвещающие о таинственном, страшном и радостном событии сошествия Спасителя во ад, исполнили певчие хора под управлением Л.М. Тимошенко.
Во время вечерни, после входа с Евангелием, перед Святой Плащаницей были прочитаны пятнадцать паремий, содержащих ветхозаветные пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа, о наступлении благодатного Царства Спасителя и о славе Новозаветной Церкви. По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море, при отверстых царских вратах была пропета песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Вслед за последней паремией, повествующей о избавлении от огня трех отроков в печи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, – была исполнена песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки».
Перед Апостольским чтением, рассказывающем уже не только о смерти, но и о Воскресении Христа Спасителя, батюшка переоблачился из темных священнических риз в белые одежды. Так, чтением Апостола словно оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светать денница воскресения, поэтому в храме отлагается все, что напоминало о скорби предшествующих дней: одежды, облачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа, напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам-мироносицам о Воскресении Христовом.
В Прочитанном священником Евангелии от Матфея было приведено благовестие о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых. Здесь субботнее богослужение приобрело уже вполне пасхальный характер.
Вместо Херувимской песни за Божественной литургией была исполнена трепетная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет».
За богослужением состоялось таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христова.
После причащения прихожан Святых Христовых Тайн и заамвонной молитвы священник совершил благословение пяти хлебов и вина, в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения Христова.
Перед Святой Плащаницей протоиерей Николай совершил молитву о Мире на Святой земле.
В завершение богослужения Великой Субботы, о.Николай поблагодарил собравшихся за совместную молитву, и произнес проповедь, в которой рассказал о величайшей Жертве, принесенной Господом Иисусом Христом ради спасения человеческого рода. Священник отметил, что Крестом Господним попрана смерть и нам дарована возможность войти в Царствие Небесное: Господь, через Крестные страдания для всего человечества открыл возможность наследовать Царствия Божия, обрести вечное Богообщение.
После сказанных слов протоиерей Николай поздравил причастников с принятием Святых Христовых Тайн и пригласил всех на торжественное Пасхальное богослужение, начало которого в 23.00.