1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. КАК ПРАВИЛЬНО ВСТРЕТИТЬ ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

КАК ПРАВИЛЬНО ВСТРЕТИТЬ ПРАЗДНИК КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

17 января 2023
362

Крещение Господне  один из главных христианских праздников. Им заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. 

       В праздник Крещения Господня важно посетить церковные богослужения. Накануне праздника, утром 18 января, Церковь совершает удивительное по красоте и содержанию последование – так называемые царские часы, после которых совершаются Литургия и великое освящение воды, как и в сам день праздника.

        Вечером стоит посетить вечернее богослужение, песнопения которого очень ярко и красочно раскрывают суть празднуемого события. А в сам день праздника каждому православному христианину важно пойти на праздничную Литургию, чтоб прославить Господа нашего Иисуса Христа, благоизволившего ради спасения людей от греха и власти диавола принять на Себя человеческое естество и креститься в Иордане.

         Каждый человек, присутствуя в храме за богослужением, таинственным образом сам становится участником тех событий, о которых в богослужебных песнопениях возвещает нам Святая Церковь.

В праздник Крещения Господня важно побывать в храме и поучаствовать в богослужении, вершиной которого будет наше соединение со Христом в Таинстве Причащения Его Пречистым Телу и Крови.

       Для этого нужно духовно подготовиться. Пост, установленный Церковью накануне праздника Крещения Господня, - один из самых строгих. Ради важности праздника Крещения на его канун, то есть на 18 января по новому стилю, был установлен такой же строгий пост, как и за день до Рождества Христова.      

       Крещение Господне – это день, когда Иисус Христос вышел на общественную проповедь Евангелия, то есть благой вести о том, что отныне человечество получило возможность вновь соединиться со своим Богом. Крещение – это день, когда началась всемирная проповедь учения Христа. Весть о спасении мира продолжается до сих пор и будет провозглашаться до конца мира.

      Этот праздник именуется еще Богоявлением, так как благодаря этому событию человечеству явным образом, как это было  в Ветхом Завете, было открыто, что Бог есть Святая Троица, благоволившая послать в этот мир Свою Вторую Ипостась – Сына Божия – для спасения человека от духовной смерти.

      Изначально крещение совершалось на Иордане тем человеком, которого Священное Писание именует «гласом вопиющего» (Ис. 40:3) – святым Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном. Это был особый, установленный Богом обряд очищения людей, когда, погружаясь в воду, человек омывался от довлеющего над ним греха и получал от Бога силу бороться со своими страстями и пороками.

       Грех, совершенный прародителями Адамом и Евой, разделил Бога и человека, воздвиг между ними некую духовную преграду, которую сам человек по причине своего бессилия не смог разрушить. Но спустя время Сам Бог становится человеком и приносит Себя в жертву на Кресте, чтобы уничтожить «средостение греха», ведь именно грех и был той преградой, которая отделяла нас от Бога.

      Христос, Который Сам о Себе говорит, что «пришел, дабы исполнить всякую правду» (см.: Мф. 3:15), будучи безгрешным, принимает крещение в Иордане, чем показывает, что Он добровольно берет на Себя грехи всего мира, чтобы впоследствии распять их на Кресте. Таким образом, Господь Сам, не имея в Себе греха, уподобляется последнему из грешников, уравнивает Себя с падшими и заблудшими только с одной целью: чтобы разделить с нами бремя наших грехов и подать исцеление нашим душам.

      Господь сошел в воды Иордана, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти. Благодаря событию Крещения Господня мы вспоминаем то, о чем говорит нам Священное Писание с первых своих страниц: о том, что именно в воде зарождается первая жизнь.

      Вода, получая от Бога особую благодатную силу, становится той средой, которая имеет свойство очищать человека, совершенствуя его и возрождая к новой духовной жизни – жизни во Христе.

     В память о Крещении Христа Спасителя в водах Иордана ежегодно в этот день освящают воду, которая становится Агиасмой, то есть «Великой святыней» для православных. И вода эта освящает не только человека, но и все, что его окружает.

     В чине освящения воды, как и в каждом Таинстве, происходит самое главное: встреча человека с Богом, а значит и наше освящение и обновление.

     Хранить святую воду, как и любую другую святыню, необходимо в чистом месте: по возможности возле икон. Впрочем, само слово «хранить» вовсе не должно означать «поставить и забыть». Согласно благочестивой традиции, каждый верующий употребляет несколько глотков этой святой воды натощак каждый день, за исключением только тех дней, когда мы готовимся приступить ко Причастию.  

    Вода на Крещение освящается два раза: в навечерие праздника и в сам праздник. При этом вода, освященная накануне праздника, ничем не отличается от той, что освящается в сам день Крещения.

    Возникает вопрос почему освящают воду двукратно? В древности богослужение кануна Крещения совершалось вечером (об этом говорит и само наименование церковной службы этого дня: навечерие, а также то, что Литургия в этот день совершалась в соединении с вечерним богослужением). Таким образом, освящение воды в канун праздника по времени приходилось практически уже на сам праздник.

    Также существует предположение, что вода, освящаемая в канун праздника, была предназначена прежде всего для оглашенных, то есть тех, которые только готовились к принятию Таинства Крещения.

     В древности Крещение совершалось не так как сейчас – индивидуально и в любое время: раньше желающие вступить в Церковь на протяжении долгого времени испытывались в вере (оглашались – отсюда и их наименование), и лишь после испытаний они могли приступить ко Крещению, которое совершалось исключительно накануне великих праздников (Пасхи, Богоявления и Пятидесятницы). И вот как раз для тех, кто принимал Таинство Крещения в канун дня Богоявления, освящалась вода.

     В празднике Крещения Господня главное то, что Сам Бог является человеку, спасает Его и дает ему возможность стать причастником Своей, Божественной жизни через причащение Телу и Крови Христовым. Сегодня мы получаем доступ к той Божественной благодати, которая действует в нас через крещенскую воду.

    Традиция купания в холодных прорубях не имеет прямого отношения к самому празднику Крещения Господня, а потому и не является общеобязательной для всехи, что особенно важно отметить, вовсе не очищает человека от грехов.

    Благодатные свойства богоявленской воды – чудо благодати Божией. И проявляется эта благодать не в том, что совершаются какие-то видимые знамения и перемены в этом мире, а в том, что она внутренне преображает человека, делая его участником Вечной жизни во Христе.

    В молитве священник обращается к Богу: «Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни».

     Вода «святых Богоявлений», по мысли святых отцов, должна стать таким  источником внутри каждого из нас, который откроет в нашем сердце зачаток Вечности. Святая воду … она в силу ее освящения становится той средой, через которую на нас невидимым, но духовно ощутимым образом действует Сам Бог, очищая нас от всякого греха и соделывая достойным вместилищем Святого Духа.

Омовенье святою крещенской водой –
Православный старинный обряд вековой.
Мы с молитвой себя осеняем крестом
И незримую связь обретаем с Христом.

И уносит вода все мирские грехи,
Очищая от страха, недуга, тоски;
Оживает душа, укрепляется дух,
Чтобы веры священной огонь не потух.

Так для жизни опять возрождаемся мы –
В светлый праздник Крещенья, в разгаре зимы.

   

+7 (910) 202-42-05
Настоятель храма
+7 (910) 267-17-90
Церковная лавка