Великое двунадесятое торжество – день Святой Троицы – было установлено в воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов. Через этот великий Божественный акт людям открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы, была явлена тайна участия Трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода.
Догмат о Святой Троице является основным в христианстве: на вере в Триединого Бога зиждется все его вероучение. Именно поэтому в это день Святая Церковь особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом. Сошествием Святого Духа утверждается в мире истинная спасительная вера, начинает свое бытие Церковь Христова, поэтому праздник Святой Троицы можно считать днем рождения самой Церкви.
На языке церковного устава сегодняшнее торжество именуется также Пятидесятницей, поскольку чествуемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а вместе с тем и потому что это празднество совершается на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения. И именно в день новозаветной Пятидесятницы человечество в лице апостолов не только опытно постигло тайну существования Трех Божественных Лиц, но и лично познало преображающую и животворящую благодать сошедшего на него Святого Духа. Дух Святой снисшел на христиан и отныне в них непрестанно пребывает, живет, действует.
На пятидесятый день после Воскресения Господа, когда Матерь Божия с апостолами единодушно пребывали в молитвах, ожидая исполнения Христова обетования о ниспослании им Святого Духа от Отца, внезапно, неожиданно, незаслуженно для людей разверзлись небеса, и тот мир, с которого некогда ниспал человек, ворвался в сей мир земной и в виде огненных языков почил на Пресвятой Богородице и апостолах – первых из людей, принявших этот животворящий дар.
Только в день Пятидесятницы апостолы обрели силу, мудрость и бесстрашие, чтобы нести Слово Божие в мир. Духом Святым они уразумели и утвердились, наконец, в том, что Христос истинно – Спаситель мира и Царство Его не от мира сего.