1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. Что нужно знать о Рождественских Богослужениях?

Что нужно знать о Рождественских Богослужениях?

4 января 2022
641

Нужно ли посещать все уставные праздничные Рождественские богослужения?

На праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия - это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Поскольку сейчас мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Те, кто хочет правильно, по уставу встретить Рождество Христово, должен быть накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

Пойте Богу разумно

Всем знакомо выражение: знание - сила. Это значит, что знание придает силы в морально-нравственном отношении, и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над изучением православного богослужения, вникнул в его суть, и знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Такой человек живет духом богослужения, знает, что зачем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Поют». - «А сейчас?» - «Читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание того, что в  определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Например, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». Есть, много моментов службы, когда можно посидеть. По выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно нужно читать Псалтырь. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке — нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

В праздники…пожалейте ближнего

Многие, приходя в храм, полагают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Однако Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, и с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. Действительно, это являлось их посильной жертвой.

Сейчас постановка свечей это больше напоминание о первых веках христианства. Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это и наша жертва на храм, потому что знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. Те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

В случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

Причаститесь!!!

Приходя в храм, люди часто переживают, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Не нужно думать об этом. Переживать нужно о том, соединяемся ли мы со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм - это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это обязан делать каждый православный человек.

На самом деле, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а некоторые отворачиваются и уходят. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», все ли мы следуем словам нашего Спасителя. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

Радость длинной всенощной службы

Необходимо осознавать, что много лет назад произошло в этот день. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Произошло событие огромного масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все - для нас, для каждого из нас.

Существует чудесное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы покажутся нам очень маленькими делами, совершенно не стоящие нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Это выше всего!

+7 (910) 202-42-05
Настоятель храма
+7 (910) 267-17-90
Церковная лавка