1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК). ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАЗДНИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.

НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК). ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАЗДНИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.

5 января 2023
363
Священнические облачения во время праздничного богослужения - белые, что символизирует чистоту и безгрешность Младенца, а также непорочность Его Рождества. Храмы украшаются ветвями елей. Чинопоследование службы содержатся в декабрьском томе месячной Минеи.

Великое повечерие начинается с чтения шестопсалмия, что придает скорбный характер началу службы. Верующим как - бы указывается тем самым на то, что событие Воплощения Сына Божия имеет, кроме радостной стороны и скорбную, так как вызвано оно было грехом и для Божества было крайним средством спасения человечества и истощанием, нищетою, обогатившем нас, но не Его.

Чтобы придать начинающемуся празднику радостный характер, в ход службы вкрапляются радостные пения «С нами Бог», и покаянные тропари на ней заменяются праздничными тропарем и кондаком. С этой же целью и весь конец повечерия заменяется окончанием из вечерни: литией, стиховными стихирами, Ныне отпущаеши и т.д.

На Всенощной под Рождество Христово поются два канона, которые принадлежат знаменитым песнописцам 8-го века: св. Косьме Маюмскому и св. Иоанну Дамаскину. В каноне св. Косьмы господствует мысль, что Христос, вочеловечившись, пребывает, как и был, Богом. Песнопевец с восторгом и благоговением прославляет сошедшего на землю Богочеловека, приписывая Ему имена, свойства и действия, которые усвоены Ему древними Пророками. Вдохновенный писатель возбуждает и других к радости и достойной встрече новорожденного Царя славы, начиная канон словами св. Григория Богослова: «Христос раждается, славите» (из проповеди св. Григория Богослова Рождество):

«Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте! Христос на земле - возноситесь! Пой Господу вся земля, и с весельем воспойте люди: ибо Он прославился» (песнь 1, ирмос),

и в конце канона гимнограф повторяет слова св. Иоанна Златоуста:

«Таинство странное вижу и преславное»: «вижу необычайное и дивное таинство: пещеру - небом, Деву - престолом Херувимским; ясли - вместилищем, в котором возлежит невместимый Христос Бог, Которого, воспевая, величаем» (песнь 9, ирмос).

Святой Иоанн Дамаскин в своем каноне изображает те спасительные действия, которые произошли для рода человеческого от явления Сына Божия во плоти, ясно раскрытые в Новозаветных книгах:

«для нас беспросветно упавших во мрак прегрешений, чтобы поднять сынов глубоко павших, грядет из чресл Обитающий во свете и вопреки своему достоинству Благоволивший ныне обитать в яслях для спасения людей» (Утреня, 2 канон, 6 песнь, ирмос).

Важнейшие богослужебные тексты отображают смысл празднуемого события.

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА говорит о вифлеемской звезде и о символическом значении поклонения волхвов (звездочетов):

«Рождество Твое Христе Боже наш возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе»

Смысл тропаря состоит в том, что волхвы, как первые люди, пришедшие поклониться Христу, служащие и верившие прежде лишь звездам, звездой же научены тому, что с рождения Младенца, миру следует ведать (знать) и поклоняться Солнцу Правды, Вышнему Востоку, Источнику Божественного Света (знания и жизни) - Христу.

Составителем кондака является св. Роман Сладкопевец (5 век), певец Константинопольского храма св. Софии, сириец по происхождению.

КОНДАК ПРАЗДНИКА:

«Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог»

Текст кондака дополняет тропарь, и, говоря о внешней стороне события, объединяет одной идеей осуществление самых невозможных противоположностей – Дева рождает Пресущественного, Того, Кто не сопоставим по Своему величию ни с чем в мире: земля приносит Ему в дар пещеру, вертеп, делающуюся жилищем Неприступного, Того, Кто прежде обитал лишь в благодатном свете; Существовавший Превечно рождается телесно, слабым и беззащитным Младенцем, подчиненным законам времени и пространства; лучезарные ангелы, славословящие Бога, первыми возвещают весть о Рождении, простым и бедным пастухам; а ученые - волхвы, постигшие всю земную премудрость, путешествуют за неизвестным, небесным светилом - звездой.

Новозаветные чтения утрени и Литургии, в этот день, говорят о чуде Рождества и о тех благах, которые оно даровало верующим во Христа.
+7 (910) 202-42-05
Настоятель храма
+7 (910) 267-17-90
Церковная лавка