О том, когда сходить в храм
Перед праздниками Крещения (Богоявления) и Пасхи в храмах необычно многолюдно. Перед и в самый день Богоявления, 18-19 января люди стремятся набрать Крещенской воды, которая является одной из главных святынь для всякого православного христианина. А в субботу перед Пасхой люди приносят в храм куличи, крашеные яйца и другие продукты, чтобы освятить их молитвой. Именно с этих блюд начинается пасхальная трапеза на следующий день.
Однако храм существует не для этих двух праздников. И открыт он не только для них. Главное предназначение храма – не только совершение богослужений, но и совершение Таинств, без которых немыслима христианская жизнь. Таинства Крещения и Миропомазания совершаются однажды в жизни. Через них человек присоединяется к Православной Церкви, становится ее частью. В Таинстве Брака люди свидетельствуют перед Богом о серьезности своего желания создать семью и беречь ее до конца жизни. В Таинстве Исповеди человек, исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В Таинстве Соборования человек, находящийся в состоянии тяжелого заболевания и рискующий умереть, получает шанс вспомнить свои грехи и получить сил для их исповедания. Над умершим человеком в храме совершается отпевание, а затем по нему могут служиться панихиды, свидетельствующие о нашем желании милости Божией для усопшего. Ведь человек после смерти уже не может исправляться или каяться, и вся его надежда только на Божью милость и на молитву о ней, совершаемую живущими.
Но главное, что происходит в храме – это приношение бескровной жертвы Богу – хлеба и вина, которые на Божественной Литургии в определенный момент становятся Телом и Кровью Христовым, вкушая или причащаясь, которых все причастники входят в теснейшее единение со своим Спасителем и Богом. И нам, православным христианам, нельзя пренебрегать этим важнейшим из всех Церковных Таинств Причастием Тела и Крови Христовым. Без преувеличения можно сказать, что именно ради этого Церковь и существует, чтобы человек мог соединиться с Самим Богом и стать причастником Жизни вечной уже здесь, в земной жизни. С тех пор как Сам Христос установил это великое и страшное Таинство, оно совершается на каждой Литургии. Но встреча с Богом необходимо предполагает Божий суд над человеком. Поэтому приступать к Чаше нужно с особым благоговением, «со страхом Божиим, любовию и верою», исповедовавшись в грехах и положив твердое намерение жить свято и богоугодно.
Но для христиан также неотъемлемой частью жизни являются церковные службы и само посещение храма. Самим Богом еще в Ветхом Завете было указано людям, посвящать Ему один из семи дней. У ветхозаветных евреев этим днем была суббота (Исх. 20, 8-10). В Христианстве особым посвященным Богу днем стало воскресенье, т.к. именно в этот день недели произошло Воскресение Христово, с чем связано и русскоязычное название этого дня. И как еще лучше можно посвятить этот день Богу, если не посетить Его храм?!
К сожалению, зачастую, люди относятся к Таинствам и церковным службам без должной серьезности, как к традициям и обычаям. С Церковью связаны многочисленные страхи, заблуждения и суеверия и предрассудки. Невозможно избавиться от всех заблуждений и ошибок, стать сознательными христианами, посещая храм лишь несколько раз в год. Избегая чтения духовной православной литературы, посещения воскресных школ, общения с верующими людьми и самое главное – без молитвенного делания и участия в Церковных Таинствах мы рискуем остаться в своей жизни без Бога.
В дополнение приведем слова одного из самых почитаемых православных святых, Иоанна Златоуста (347-407гг.), сказанные в связи с переполненностью храма в праздник Богоявления. За более, чем 2000 лет они не потеряли своей актуальности.
« Все вы сегодня в радости, а я один только в печали. Когда я посмотрю на это духовное море и вижу несметное богатство церкви, и потом подумаю, что, по прошествии праздника, это множество, отхлынув, опять удалится от нас, то терзаюсь и скорблю душою о том, что церковь, родившая столько детей, может утешаться ими не в каждое собрание, но только в праздник. Какое было бы духовное веселье, какая радость, какая слава для Бога, какая польза для душ, если бы мы при каждом собрании видели ограды церкви так наполненными! Мореплаватели и кормчие делают все, как бы переплыть море и достигнуть пристани, а мы ревнуем о том, чтобы непрестанно носиться по морю, постоянно погружаться в волны житейских дел, обращаться на площадях и в судилищах, здесь же встречаться едва однажды или дважды в целый год ».
Или вы не знаете, что Бог устроил церкви в городах, как пристани на море, дабы мы, прибегая сюда от бури житейских смятений, наслаждались величайшею тишиною? Подлинно, здесь не нужно бояться ни бурного движения волн, ни нападения разбойников, ни нашествия злодеев, ни силы ветров, ни засады зверей; это – пристань свободная от всего такого, это – духовная пристань душ. И вы сами свидетели сказанному. Если бы кто-нибудь из вас раскрыл теперь свою совесть, то нашел бы внутри себя великое спокойствие: ни гнев не волнует, ни похоть не воспламеняет, ни зависть не иссушает, ни гордость не надмевает, ни страсть тщеславия не снедает, но все эти звери укрощены, так как слушание божественных Писаний, как бы некоторая божественная чарующая песня, проникает чрез слух в душу каждого и усыпляет эти безумные страсти. Как же не жалеть о тех, которые, имея возможность наслаждаться таким любомудрием, не обращаются и не приходят постоянно к общей матери всех церкви? Какое мог бы ты указать мне занятие необходимее этого? Какое собрание полезнее? И что препятствует пребыванию здесь?
Ты, конечно, скажешь мне, что бедность бывает для тебя препятствием участвовать в этом прекрасном собрании; но это – неосновательный предлог. Неделя имеет семь дней; эти семь дней Бог разделил с нами так, что Себе не взял больше, и нам не дал меньше, и даже не разделил их поровну – не взял Себе трех и не дал нам трех, но тебе отделил шесть дней, а для Себя оставил один. Ты же и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских, но как поступают святотатцы, так и ты осмеливаешься поступать с этим днем, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как он освящен и назначен для слушания духовных поучений. Но что говорить о целом дне? Как поступила вдовица с милостынею (Мк.12:42), так поступай и ты с временем этого дня: она положила две лепты, и приобрела великое благоволение от Бога, так и ты удели Богу два часа, и внесешь в дом свой прибыль бесчисленных дней. А если не воздержишься, то смотри, чтобы ты, не желая отрешиться от земных приобретений в течение малой части дня, не лишился трудов целых годов . Бог может, когда пренебрегают Им, уничтожить и собранные богатства, как Он, угрожая, говорил иудеям, когда они нерадели о храме: «внесосте я в домы ваши и отдунух я, ...глаголет Господь» (Агг.1:9)2).
Если ты приходишь к нам один раз или дважды в год, то, скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя – о душе, о теле, о бессмертии, о Царстве Небесном, о наказании, о геенне, о долготерпении Божием, о прощении, о покаянии, о крещении, об отпущении грехов, о тварях небесных и земных, о природе человеческой, об ангелах, о коварстве бесов, о кознях дьявола, о поведении, о догматах, о правой вере, об извращенных ересях?
Это и гораздо больше этого должно знать христианину и о всем давать ответ спрашивающим вас. А вы не можете узнать и малейшей части этого, собираясь сюда однажды в год, и притом мимоходом и по обычаю праздника, а не по благочестивому душевному расположению, – ибо и то было бы хорошо, если бы кто, присутствуя здесь при каждом собрании, мог в точности удержать все это.
Многие из вас, присутствующих здесь, имеете рабов и сыновей, и, когда намереваетесь отдать их учителям искусств, каких изберете, то вместе с тем делаете свой дом недоступным для них раз навсегда, и заготовив одежду и пищу и все прочее необходимое для них, помещаете их вместе с учителем, запрещая им ходить в ваш дом, дабы от постоянного пребывания там и не развлекаемого никакими заботами занятия учение их было успешнее. Но имея научиться не обыкновенному искусству а, величайшему из всех, – как угодить Богу и достигнуть небесных благ, вы думаете, что можно сделать это мимоходом? Не безумно ли это? А что [эта] наука есть дело требующее великого внимания, послушай, что говорит [Христос]: «научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11:29); и опять пророк: «приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас»(Пс.33:12); и еще: «упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс.45:11).
Итак, много нужно (посвятить) времени для занятий тому, кто хочет усвоить себе это любомудрие.