Великие чудеса Божии окружают человека от рождения до самой смерти, можно даже сказать, что человек живет внутри Божиего чуда, имя которому — сотворенный мир. Окружающий человека видимый мир — прекрасен, гармоничен, в нем есть все, что необходимо для жизни человека. Господь не просто сотворил материальный мир, но и заложил в основу его законы, управляющие им, которые человек может познавать, но не может отменять или создавать новые. Еще более прекрасен невидимый мир — мир духовный, ангельский. И первые люди наслаждались им и имели бесценную, сладостную возможность общаться с Самим Творцом. Грехопадение скрыло этот высший мир от глаз человека, и теперь только по Божественному Откровению духоносным мужам человек может судить о несказанной красоте того мира, о котором написано: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9). Но человек и видимый мир не оставлены Богом, и Его Любовь к падшему человеку — это тоже величайшее чудо. И из этого чуда произошло наше Спасение — Воплощение Христа Спасителя, Страшная Голгофская Жертва, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Его славное Вознесение. Кровию Своей Господь основал и утвердил Церковь и установил Таинство Евхаристии. И вот уже две тысячи лет каждый день совершается для нас, грешных, это Чудо из чудес — под видом хлеба и вина верные причащаются Тела и Крови Христовых, приобщаются на земле вечному Царству Божию. Это чудо — для всех и для каждого на земле, только веруй и с покаянием обратись к Подателю вечных благ. В этот блаженный и святой миг соединяются в человеке Высший мир — духовный — и мир материальный, и Дух Святой одухотворяет, просветляет косную материю. Это и есть реальное содержание всякого чуда — взаимодействие невидимого Духа с видимой материей.
Великое чудо Евхаристии совершается прикровенно, недоступно для наших органов чувств, но всякий, причастившийся Христовых Таин, ощущает в душе веяние благодати Божией, свидетельствующей о чуде. И эта прикровенность высшего из чудес Божиих не случайна: Господь оберегает свободу нашу, чтобы не рабски, не по принуждению мы шли за Ним — но доброй волей и сыновней любовью. Во время искушения от диавола в пустыне Господь наш отверг чудо, творящееся ради порабощения человеческого духа, и повторил заповедь, данную при Ветхом Завете: Не искушай Господа Бога твоего. Однако во время Своей земной жизни Господь сотворил великое множество чудес, по неизреченной Своей милости приходя на помощь больным, страждущим, обуреваемым злыми духами. Часть из них описана в Евангелии, сведения о других не дошли до нас, потому что, как пишет Евангелист Иоанн: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25).
Перед Божественной Любовью к страждущему человеку отступали законы материального мира: усопшие воскресали, неизлечимые болезни оставляли человека, слепорожденные прозревали, от рождения немые и глухие слышали, бесы с воплем покидали годами мучимых ими людей, чудесно умножались хлебы и укрощались свирепые бури. Но то, что для нас является нарушением законов материального мира, в действительности мира духовного, живущего Божественной жизнью, является естественным, гармоничным, «обычным» ходом событий. Поэтому всякое чудо Божие — это откровение о грядущем Царстве Божием. То, что для нас и даже для самих Ангелов, как часто поется в церковных песнопениях, — дивное чудо, то для Господа — простое, «обычное» дело: …Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5:36).
И по Вознесении Своем Господь не перестает и доныне творить чудеса — об этом тысячи и тысячи свидетельств хранятся в соборной памяти Церкви. Более того, Он даровал чудотворную силу ученикам Своим: …Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит… (Ин. 14:12). В величественном соборе наших святых заступников первенствует Пречистая Владычица наша Пресвятая Богородица, которая Своей многострадальной жизнью предуготована была, чтобы знать наши немощи и скорби, и Ей дана особая благодать заступничества за род человеческий. Благодатная помощь Заступницы нашей и святых Божиих в Церкви нашей проявлялась и проявляется столь обильно, что, можно сказать, стало уже обычным, повседневным. Но в жизни человека, впервые реально пережившего чудо помощи Божией, это великое событие. Оно укрепляет веру, обращает к покаянию, исполняет человека радости и сыновней благодарности к Отцу Небесному, не оставляющему нас в нашей земной жизни. И всякая весть о благодатном чуде, касаясь сердца человека, не ожесточенного богоборчеством и неверием, отзывается в нем благоговейным изумлением и радостью по Боге, указывает ему Путь, и Истину, и Жизнь (Ин. 14:6).
В детстве я очень скептически относился к чудесам: не верил в их возможность. Впервые я осознал настоящее Божие чудо, когда мне было лет шестнадцать-семнадцать. Тогда я жил на окраине Москвы вместе со своей мамой в деревянном стареньком доме, который отапливался углем. В это время шла перепланировка района, где мы жили. Осенью к дому подъехать было нельзя, а обстоятельства сложились так, что мне нужно было уехать в начале сентября примерно на месяц. Следовало ожидать, что по возвращении моем домой дороги уже не будет, а нам нужно было привезти уголь с базы. И вот последний день перед отъездом, пятница. Я поехал на базу утром. Уголь был, а машины — ни одной. Рабочий день подходил к концу, и угроза остаться на зиму без угля становилась все более реальной. Что делать? Я стал молиться Николаю Чудотворцу. Вышел на улицу — и шофер первой же машины согласился мне помочь. Все закончилось благополучно. Кажется, мелочь, но я впервые ощутил помощь от Бога по молитве святого угодника Божия. После этого были и другие чудеса, но это я запомнил особенно, на всю жизнь. Это было чудо мне, человеку еще нетвердой веры.
Приведу другой пример. Я служил священником в маленьком поволжском городке (это был мой первый приход). Как-то в пятницу у меня откололась часть зуба, а нерв оголился. Я пришел в больницу, но врачи уже ушли (рабочий день закончился). Надо было ждать понедельника, а мне — богослужения совершать. Что делать, когда нестерпимая боль, а помощи получить неоткуда? Я стал молиться и просил о помощи Николая Чудотворца. У меня было немного мира от его мощей. Я помазал больной зуб, и постепенно боль прошла. Все богослужения прошли спокойно для меня. К врачу я попал только через неделю. Посмотрев зуб и выслушав меня, врач сказала, что такого быть не может! И тем не менее, нерв в зубе оказался мертвым без предварительной обработки лекарством. Боль была при удалении нерва только в том месте, где он прикреплялся к корню. Вот Божия помощь, которую почувствовал я один, а не множество людей. И таких чудес Божиих бывает очень много. Они случаются именно в тот момент, когда это действительно необходимо человеку.
На том же приходе был еще такой случай. Как-то раз в одиннадцать вечера ко мне приехали на мотоцикле и сообщили, что на окраине города умирает бабушка. Меня попросили ее исповедать и причастить. Стоял октябрь, погода была плохая, дождливая. Добравшись до места, увидел умирающую пожилую женщину. Я прочитал молитвы и, поскольку знал, что она глубоко верующий человек, решил ее причастить, хотя не должен был, наверное, этого делать, так как старушка была без сознания. Я надеялся, что она меня слышит. Преподав ей Святые Тайны и собираясь уходить, я попросил родственников сказать ей, что ее причастили, если больная придет в себя. И вдруг бабушка открывает один глаз и говорит еле слышно: «Спасибо, батюшка, мне легче стало».
Приведу еще один пример. Однажды я соборовал одну очень старую, больную женщину: ее дочке уже было за шестьдесят. Болящая была слепа и глуха. Когда я пришел соборовать, дочка никак не могла докричаться до нее, чтобы сообщить, что пришел священник. Я стал соборовать эту бабушку, молился за нее. Семь раз помазал освященным елеем, и каждый раз при помазании она поднималась на постели, широко открывая слепые глаза, протягивала руки и говорила: «Бог послал Ангела!» И так было семь раз. Эта женщина, с которой уже не было никакого контакта, ощущала благодать Божию.
Много было таких случаев. Чудеса от Бога всегда несут человеку что-то светлое. Но бывают действия и для вразумления человека, например, когда внутренне человек соглашается на грех. Тогда может произойти что-то такое, что сразу отрезвляет человека. Много я слышал от людей на исповеди о чудесах подобного рода, знаком с этим и сам не понаслышке.
К сожалению, не всегда человек, когда с ним случается чудо, воспринимает его так, как надо. Часто за чудо принимают то, что им не является.
Мы издаем книгу непридуманных рассказов о чудесах, чтобы помочь людям отличить настоящее чудо от ложного. Зачем нужно об этом говорить? Затем, что мы должны услышать, увидеть и понять любовь Божию к нам и не унывать, свято помня, что все возможно верующему. Есть живая вера, есть живая связь с Богом. Даже когда человек стремится к вере, будучи низвержен на дно жизни, и тогда может произойти спасительное чудо. Но самое главное, конечно, не в этом. Самое главное в том, что Богу удается достучаться до наших сердец. Самое главное в том, что существует Церковь. Церковь — это Божие чудо, это та семья, в которую мы входим и становимся Божиими детьми, оживая, обретая Бога, живя во Христе, духовно распрямляясь, и получаем — совершенно незаслуженно, только по Божией любви — радость Богообщения, которая открывается нам не тогда, когда мы этого хотим, а только в том случае, если мы со смирением, осознанно обращаемся ко Христу. Мы видим чудо и в том, что по нашим немощным словам — и не только священников, но и мирян — чьи-то души начинают оживать и преображаться. Мы видим чудо и в том, что вопреки всем обстоятельствам Церковь выжила. Хотя она и больна, но залечивает раны и живет, приобщая людей к Вечной жизни, стараясь быть солью земли, выполняя свое предназначение.
Протоиерей Борис БАЛАШОВ