1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

12 августа 2024
213

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко.

Тропарь на поклонение Кресту

Праздник, совершаемый 14 августа, называется Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Он был установлен в Константинополе в IX в. по Рождестве Христовом по причине болезней, которые часто бывали в Константинополе в августе месяце. С XII–XIII вв. праздник этот сделался общим.

В Константинополе установился такой обычай: 31 июля ежегодно часть Древа Животворящего Креста Господня выносилась из домовой церкви греческих императоров в храм святой Софии.

В этом храме перед Древом Животворящего Креста совершалось водосвятие. Потом с 1 августа (по старому стилю) в течение двух недель эту святыню (часть Древа Животворящего Креста) носили по городу.

При этом обхождении перед этой святыней служили литии для освящения мест и для прекращения болезней. Так продолжалось до 14 августа (по старому стилю), когда Древо Животворящего Креста обратно уносилось в царские покои.

Этот обычай носить Честное Древо Животворящего Креста по дорогам и улицам в соединении с другим обычаем – в первый день каждого месяца освящать воду и послужил основанием праздника в честь Святого Животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках 1 августа.

Начало этого праздника в России относится к XV веку. Называется этот праздник «Происхождение Честных Древ». Наименование пошло от неправильного перевода с греческого слова, которое означает: крестный ход, шествие вперед. Посему и в Русской Православной Церкви в этот день обычно бывал Крестный ход на источники водные, колодези, реки для освящения воды. А накануне, на всенощном бдении, совершался вынос Животворящего Креста Господня опять-таки в воспоминание того обычая, по которому с 1 по 14 августа в Константинополе часть Древа Животворящего Креста Господня торжественно с Крестным ходом носили по дорогам, улицам и домам.

Вынося на середину храма Святой Крест для поклонения, Православная Церковь естественно воспоминает и прославляет Того, Кто Своими страданиями на Кресте искупил род человеческий «от клятвы законныя» (Гал.3:13).

Во время поклонения Святому Кресту на середине храма Православная Церковь стихире «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается» прославляет страдания, унижения и поношения, которые претерпел Божественный Страдалец, Спаситель мира, пригвожденный ко Кресту. 

Вспоминает Церковь, как издевались над Христом, прежде чем распять Его на Кресте: как Его заушали бренною рукою, ругались над Ним, одевали в одежду поругания, поили оцтом, смешанным с желчью, прободали Его ребра и т. д. И заканчивается стихира такими словами: «И вся терпит мене ради осужденнаго». 

Это скорбное песнопение вызывает у нас молитвенно-покаянное настроение, внушает нам сокрушение о наших грехах, за которые Христос был распят на Кресте.

Под действием этого песнопения мы невольно переносимся на Голгофу и просим милосердного Господа Иисуса Христа, да простит Он нас грешных по Своему неизреченному человеколюбию. И помянет нас во Царствии Своем.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Ин.19:26–27

Великая скорбь на Голгофе... Последние минуты ужасных, нестерпимых страданий переживал Христос, прибитый ко Кресту железными гвоздями. У Креста стояла Его Пречистая Матерь и любимый ученик Иоанн Богослов.

Христос видел их с Креста, видел и понимал, чувствовал их скорбь, их душевные страдания. В страшных мучениях умирал Он на Кресте, и Его страдания вызывали невыносимую боль в сердце Пречистой Матери Его. «Увы Мне, Чадо Мое возлюбленное; увы Мне, Свете Мой», – взывала Она, бия Себя в грудь.

Так невыразимо тяжело было Матери Божией видеть умирающего возлюбленного Сына Своего. Ее Материнское сердце обливалось кровью от одной мысли о приближающейся смерти Его.

Но вот взоры скорбной Матери и умирающего Сына встретились. "Жено! – слышит Она Его ласковый голос, – се сын Твой». И взор Его обратился к любимому ученику. Потом говорит Он ученику: «Се Матерь твоя». И взглядом указал на Свою Пречистую Мать. «И с этого времени, – замечает Иоанн Богослов, – ученик сей взял Ее к себе».

Так исполнен был Иисусом Христом сыновний долг по отношению к Его Матери. Он не оставил Ее сиротой бесприютной, позаботился о Ней, поручив Ее попечению любимого ученика Своего. Забывая собственные страдания на Кресте, Христос не забыл Своей Матери, стоящей у Креста. 

Много матерей ходят в храм. Могут ли все они сказать о себе, что пользуются уважением, лаской, заботами от своих детей? К сожалению, зачастую вместо ласки и уважения со стороны своих детей, они терпят оскорбления, и даже ругательства. Мало того. Бывают и такие непокорные, озлобленные, дерзкие дети, которые осмеливаются в состоянии раздражения поднять руку на родителей, избивают их.

Пока сын нуждается в уходе за собой со стороны матери, в ее заботах, он бывает еще терпимым в семье. Но стоит только ему выйти из отроческого возраста и стать юношей, он уже выходит из повиновения родителям, не признает над собой никакой власти, никакого авторитета.

 Где же причина такого ненормального положения? Одной из причин семейного разлада между детьми и родителями является недостаток трудового воспитания в семье. Если с юных лет дети не приучены к полезному труду, то и не любят труд, а потому и не ценят затраченных родителями сил и средств на их воспитание.

С любовью к личному полезному труду у детей постепенно зарождается и крепнет любовь и уважение и к труду родителей.

Так воспитывается у детей чувство простой справедливости: за труды и заботы о них со стороны родителей платить и им любовью и заботами о них.

Главная же причина непочитания детьми родителей – это безрелигиозное воспитание детей в семье.

Без религии, без Бога человек становится просто животным. Нет у него ничего святого, сдерживающего его животные инстинкты. Он понятия не имеет о долге, об обязанности детей почитать родителей, повиноваться им и заботиться о них.

Любовь к ближним – для них пустой звук, ни к чему их не обязывающий. Такие дети любят только самих себя, преследуют только свои личные интересы.

Поэтому с малых лет воспитывайте детей в духе христианской любви человека к человеку. Прививайте им страх Божий. И благо вам будет, и найдете вы в детях своих отраду и утешение в старости своей.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                              azbyka.ru

+7 (910) 202-42-05
Настоятель храма
+7 (910) 267-17-90
Церковная лавка