6 ноября 2021г. Димитриевская родительская суббота и празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В храме Михаила Архангела настоятель храма протоиерей Николай Гонтар совершил Божественную Литургию.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма Михаила Архангела.
На сугубой ектинии были провозглашены прошения об избавлении от корона вирусной инфекции. Затем батюшка зачитал молитву об избавлении от вредоносного поветрия.
По окончании Божественной Литургии священник совершил уставное поминовение усопших. Батюшка отслужил панихиду по всем воинам на поле брани жизнь свою за веру и Отечество положившим, и по всем почившим православным христианам.
Настоятель храма обратился к присутствующим со словом проповеди:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Кто молится за умерших, тот на перед себе ходатайствует жизнь и спасение». Мы живущие в этом суетном мире почему - то не верим словам святых людей. Мы живем, погружаясь в пучину зла, обид, уныния, ропота, суеты и всего этого житейского моря, в котором не видно даже берега, то есть мы просто тонем.
Господь в Священном Писании протягивает нам одну из спасительных нитей, которую можно назвать молитву за усопших. Господь дал все нашей великой православной Вере, что нужно для спасения человека и для счастливой жизни человека.
В Евангелие дана полная свобода каждому христианину – живи по законам Божиим и ты свободен от скорбей, от болезней, от обид…от всего. Нужно всего лишь выполнять то, что заповедал нам Господь.
Он оставил нам великое чудо – просто молиться за усопших наших родных и не родных, но дорогих нам по вере православной.
Уходят наши близкие в Царствие Небесное, мы уже их не обгоним, они уже там. Мы имеем возможность обращаться к ним. Мы не знаем, где находятся наши близкие, те, за которых мы молимся – в раю или в аду. Для живущего на земле человека великое приобретение, если усопшие родственники оказались в раю, потому что все молитвы, которые обращаются к этим людям, они возвращаются к нам с их ответными молитвами: «Господи, ты видишь, как нас вспоминают наши близкие, как они молятся о нас, помоги им тоже, дай им всех благ земных; небесных Ты нам уже дал».
Сегодня у нас вселенская родительская суббота, последняя в этом календарном году.
Давным-давно это поминовение было установлено князем Дмитрием Донским, который после Куликовской битвы совершил поминовение павших за веру и Отечество воинов и заповедал совершать его ежегодно в субботу перед 8-м ноября, перед днем своего покровителя- святого великомученика Димитрия Солунского.
Сегодня мы поминаем наших сродников и воинов не только, павших на Куликовом поле, но и за всю историю нашей великой Руси. Воины и сейчас погибают. Можно услышать такие вопросы: «Батюшка, а почему же сейчас воины погибают, у нас же мир?», «Почему люди едут туда, едут туда; почему происходит так или так?» Можно долго объяснять… Вот как отвечают многие святые отцы: «…если ты не можешь ничего сделать, зачем об этом вообще говорить или обсуждать?» Мы погрязли в каких-то «пустословных болтовнях». Мы просто тонем, мы осуждаем, пересуждаем то или это, а нужно ли это для нас и для наших близких? Мы отрываем у себя бесценное время в этих пустых разговорах. Если бы это время мы посвятили молитве о своих ушедших родственниках.
Приятно видеть людей, которые пришли почтить своих предков. Но Храм не наполнен людьми, как должно быть. Потому что здесь все жители должны стоять во всех Храмах.
Святой Петр Могила говорил, что « Те православные, которые в течение года 20 псалтирей читают о своих ушедших родственниках и 20 канонов о упокоении, и каждую субботу, на обедне подают в Церкви просфору о упокоении душ своих родителей, то какая бы грешная душа не была (кроме самоубийства) – будет избавлена от тьмы и мучений, и отведена будет в Страну Божьего Света».
Мы должны с вами осознавать, что участь посмертной души наших сродников и наша связаны между собой. А получается как? Мы видим, когда человек тонет, гибнет или в плену находится, мы говорим, зачастую: «Сам виноват, сам туда попал, а это не мое дело». А, когда мы не молимся за своих усопших, мы тоже самое говорим как бы, своим бесчувствием, показывая, что нам никакого дела нет о том, что было с ними: «Я другой, у меня другая жизнь и ничего общего у меня с ним нет, ну умер и умер, ушел и ушел». Такое бесчувствие как раз появляется у людей, когда они погружаются в суету и с утра до вечера занимаются работой, работой, работой, делами, опять работой. И забывают и детей, и жен, и свои семьи, а тем более давно ушедших своих родственников.
Потом мы удивляемся, на нас наваливаются куча бед, потому что бесы имеют право пакостить тем людям, которые живут, т. е.у них есть возможность, не то что право, возможность, потому что мы сами себя лишаем защиты, минуя выполнения Заповедей Божьих, в том числе и молитвы, потому что вспомните в Священном Писании слова: «Молитесь друг за друга». Там не написано молитесь за живых, но молитесь за всех, друг за друга. Эта заповедь к нам, но и к тем, кто там на верху или внизу, они тоже молятся, эта к ним тоже заповедь относится, потому что у Бога нет мертвых, это у нас в головах есть мертвые, а у Бога все живы, и там и здесь! И представьте, сколько же радости приносят наши молитвы за тех, кто внизу! Там радость и веселие, когда кто-то о них вспоминает и у них хоть какое-то послабление в их страшных муках.
Вот как говорит старец Паисий Святогорец : «Когда человек умирает, то он сразу же понимает, в каком он состоянии находится». Да, он приходит сюда и задает себе вопрос: «Что же я натворил?» Но уже все, все закончено. К примеру, пьяный, убив свою мать, смеется, распевает песенки, потому что не понимает, что наделал. А когда хмель выветривается из головы, он начинает плакать и рыдать, и говорить: «Что же я наделал?»; «Это был не я!». Конечно, это не ты, это был бес, он сделал все это твоими руками. А, когда человек умирает, то этот земной хмель выветривается и люди приходят в себя. У них открываются душевные очи, и они осознают свою вину, и душа, выйдя из тела, движется, видит и ощущает все, совершенно с другой, непостижимой скоростью... И вот здесь нужна наша молитва, наша услада и прохлада для этих душ.
«Поминовение для душ почивших о Господе всего необходимее. Напрасно иные воздвигают дорогие памятники на кладбищах — это ни малейшей пользы никому не принесет, ни живым, ни мертвым. А поминовение и милостыня — это два крыла, на которых душа возносится к Богу» - так говорил Старец Арсений (Минин).
Святитель Феофан Затворник пишет в одном из писем: «Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным, или другим; так и молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к лику святых или они с грешниками. Это долг братской любви нашей. И пока последним Страшным Судом не разделены верующие, все они- и живые, и умершие -единая Церковь. Мы все должны взаимно друг к другу относиться, как члены одного тела: в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие -не разграничиваясь пополам умиранием. Говорят: «Участь их решена»... Но это говорят бесчувственные люди. Участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденными окончательно; и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие».
В одной из своих проповедей патриарх Александрийский рассказал случай о помощи Божией Архистратига Божия Михаила, которую он видел: «Однажды я шел в сопровождении Ангела Божия», это было написано в книги Иоанна Богослова, «и вот, услышали шум, подобный шуму многих вод и когда подошли ближе, то увидели огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников. Мы увидели огромное пламя, исходящее из преисподней, и это пламя поднималось на огромную высоту». Святой Иоанн Богослов горько заплакал. И ему Ангел ответил: «Не плачь, Иоанне, друже Божий, не плачь, скоро ты увидишь великую радость — великое благоволение к Архистратигу Божьему Михаилу у Господа». В это время появился Архистратиг Божий Михаил и тотчас же огонь погас, бездна перестала дымиться. Когда все утихло, Архангел Божий погрузил свое белоснежное крыло в это озеро и вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. И так он делал много раз. И из завесы Господней раздался глас: «Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей, Пресвятой Богородицы, и всех моих Ангелов и избранных, исполнивших на земле волю Отца Моего - введи эти души в Рай блаженства, Вечности и покоя».
Человек, обращаясь к молитвам святых, к молитвам Архистратига Божьего Михаила, не забывающий своих родителей, милостью Божией, своим милосердием и молитвой нашей Святой православной Церкви, избавивший их души, страдающие от ярости ада, уже здесь, при этой жизни, не будет иметь никакой нужды и по окончании земного странствия войдет в Царствие Небесное.
Помоги вам всем Господи. Аминь