По преданию во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Едессе (современный турецкий город Урфа) правил Авгарь. Авгарь – это имя-титул, который принимали все едесские цари. Настоящее имя правителя – Ману Уккама.
Уккама тяжело заболел, никто и ничто не могли облегчить его страдания. До него дошли вести, что в соседней Иудее есть проповедник, исцеляющий без лекарств и снадобий. Он возвещает людям Царство Божие, и многие верят, что это обещанный пророками – Мессия-Христос.
Правитель Едессы поверил этим словам и отправил в Иудею приближенного, чтобы тот рассказал Христу о болезни и попросил его об исцелении. Когда посланник Уккамы нашел Спасителя и рассказал о своем господине, Христос попросил принести воду и плат, умыл лицо и отер платом. На плате отобразился лик Христа.
Слуга принес плат в Едессу. Уккама помолившись перед ликом Христа – исцелился. С тех пор святыня хранилась в городе. В середине десятого века Нерукотворный образ был торжественно перенесен в Константинополь – столицу Византии, где стал одной из главных святынь города.
Особое почитание Нерукотворного образа Христа-Спасителя распространилось затем на Руси. Среди древнерусских изображений Христа – чаще всего встречается именно икона Нерукотворного образа.
Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». В народе его также называют «Ореховый», «Хлебный». Этот праздник приходится на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.
Тропарь Нерукотворенного Образа, глас 2:
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
Кондак Нерукотворенного Образа, глас 2:
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.
Молитва ко Господу:
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.