14 октября ежегодно Православная Церковь торжественно празднует особо значимый и почитаемый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. С древности его связывают с народной приметой: переходом осени на зиму. Часто в большинстве областей России в этот день выпадает первый снег. В народе говорят, что Богородица Покров расстилает над землей, укрывает ее снегом.
Какой праздник Покров Пресвятой Богородицы?
Покров Пресвятой Богородицы - великий праздник Русской Православной Церкви. Его полное название - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Согласно преданию, Пресвятая Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми.
История праздника Покрова Пресвятой Богородицы
К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру, они могут проститься с жизнью.
Об избавлении от врагов молились священники города. В четвертом часу ночи юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Святой Димитрий Ростовский так описывает это видение: Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.
Этот чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров и избавила жителей Константинополя от смерти.
Факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Нет единого мнения в том, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.
Многие ученые полагают, что события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира.
Антон Карташов, известный историк Церкви, приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, значит, нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования, поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли… Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча… Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»
Известно, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.
Если это действительно, то моментальное поражение вне самой славной военной кампании лишило руссов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением руссов».
Празднование Покрова Пресвятой Богородицы
В русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник) мы читаем об установлении праздника. «Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
В честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке церкви на Руси. Самая древняя и красивая церковь Покрова на Нерли, которую возвел святой князь Андрей Боголюбский. Именно, он распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.
Какой иконе молиться в Покров?
В этот православный праздник молятся одноименной праздничной иконе Девы Марии — «Покров Божией Матери».
Как молиться?
Главное в молитве – обращение к Богу от всего сердца, как к своему Небесному Отцу, обращение к Богородице как к Матери и Заступнице рода человеческого. Нужно молиться Господу и Божией Матери, они управят всё к лучшему.
Искренняя молитва – залог того, что Господь вложит в ваше сердце правильные мысли, направит на верный путь. В праздник Покрова и во все остальные дни к Божией Матери обращаются с любыми просьбами: о спасении при бедах, катастрофах; об исцелении и лечении от недугов и болезней; о помощи в поиске своего жилья, квартиры; о поддержке и улучшении материального положения.
Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему среди молодежи было принято, посещая храм на утреннем богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак. Незамужние девушки и женщины часто заказывают в этот день молебен Пресвятой Богородице: священник совершает его после Литургии (основного утреннего богослужения), перечисляя имена тех, кто заказывал молебен. Посещая храм и богослужения в храме можно заказать молебен с акафистом Покрову Пресвятой Богородицы. Его читают ежегодно в каждом храме. Это краткое богослужение в благодарность Божией Матери за заступничество, помощь и покровительство.
Величание Покрова Пресвятой Богородицы
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Перевод:
Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.
Царице моя Преблагая, Надеждо моя Богородице! Принимающая сирот и странников.