Неделя накануне Пасхи называется Страстной седмицей, или Страстной неделей. Это особый, уникальный период жизни Церкви, во время которого мы вспоминаем события, произошедшие в последние дни земной жизни Иисуса Христа, Его Страсти (Страдания) и Крестную Смерть.
Но начнем мы с воскресенья, предшествующего Пасхе. Этот день называется Вербным Воскресеньем. В этот день мы вспоминаем, как Спаситель торжественно вошел в Иерусалим. Для людей это было моментом радости и торжества. Они приветствовали Христа срезанными ветками пальм, кричали «Осанна Сыну Давидову!» «Осанна» по древне еврейскому значит « спаси ». «Сын Давидов» — титул иудейского царя из рода Давидова. Христос действительно происходил из рода Давидова и законно мог претендовать на царский трон. Вот только Христу не нужна была политическая власть, Он пришел, чтобы указать людям путь к Отцу Небесному, чтобы спасти людей не от нищеты и житейских проблем, а от грехов и бессмыслицы жизни.
Вспоминая это событие, мы в этот день приходим в храм и приносим с собой ветки не пальм, но вербы: в нашем регионе — первого из распустившихся весной растений.
А далее начинается Страстная седмица. Каждый ее день посвящен какому-то событию из Священной истории и истории Страстей. Каждый день называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
Об этих днях мы поговорим с Вами и расскажем подробней.
Завершился Великий пост, и всего одна седмица отделяет нас от великого и светлого праздника Воскресения Христова. В Страстную седмицу, день за днем, мы будем вспоминать, как Господь последовал на страдания и смерть нашего ради спасения, как установил на Тайной вечери Таинство Евхаристии, был предан Иудой и арестован, претерпел суд, оскорбления и бичевание, был осужден на смерть и распят на Голгофе. Вместе с Иосифом Аримафейским и Никодимом будем присутствовать при положении тела Господа во гробе, высеченном в скале. А суббота – время воспоминания и размышления о пребывании Христа Спасителя во гробе, сошествии во ад и победе над ним.
Каждый из дней этой седмицы именуется Великим, у каждого из них – свои особенности, свое воспоминание и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы.
Страстною седмицей, или Страстной неделей называется последняя перед Пасхою неделя Великого Поста. В эти дни Святая Церковь воспоминает страдания, смерть на Кресте и погребение Иисуса Христа. Всю эту неделю православные христиане должны проводить в строгом посте и молитве.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста.
Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».
Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы.
Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.
Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный,
и одежды не имам, да вниду вонь:
просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.
В Богослужении Великого Понедельника Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы потом и жить с Ним.
В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. (Мф. 21, 18-22). Иссохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв.
Великий вторник Страстной седмицы.
Напоминание о Страшном суде.
Во вторник Страстной недели верующие вспоминают, как Христос учил в Иерусалимском храме и народ почитал Его за пророка, а первосвященники и старейшины хотели напасть на Него, но не решались. На утрене этого дня вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.
Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе».
В Великую среду Страстной недели
воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.
Великая Среда - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Великую Среду вспоминается женщина, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.
Вечером этого же дня оканчивается великопостное богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все богослужение, — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.
Великий четверг.
В Великий Четверг мы вспоминаем событие установления Таинства Причащения, потому что именно в этот день Христос совершил Тайную Вечерю. Вечеря — значит «ужин». Во время ужина, а это был прощальный ужин Христа с учениками, Он взял хлеб и вино, благословил их и сказал: «Ешьте и пейте. Это Тело Мое, и это Кровь Моя».
Древнее иудейское выражение «тело и кровь» означало живого человека. Христос, давая под видом хлеба и вина Свои Тело и Кровь ученикам и заповедав совершать это всегда, до скончания века, хотел сказать, что Он всегда будет присутствовать с верующими. Христиане — люди, не теоретически верящие в далекого Бога, а имеющие тесную живую связь с Сыном Его и Господом нашим Иисусом Христом, а через Него — и с Богом Отцом, и со Святым Духом.
В четверг утром совершается торжественная Божественная литургия. В этот день заготавливаются частицы – Запасные Дары – на весь следующий год для причащения больных.
Вечером на вечернем богослужении читаются двенадцать частей евангелия о страданиях Иисуса Христа.
При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая тем пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляясь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху.
После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя, прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва. Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда, и восхваляется благоразумный разбойник. 9-е Евангелие - о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении Его ребра. 11-е Евангелие - о погребении тела Господа в новом гробе. 12-е Евангелие- о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба.
Великая Пятница — день Смерти Иисуса Христа.
В этот день в храмах совершается обычно три службы.
Утром — служба Часов.
Днем, в 14 или 15 часов, — вынос плащаницы.
Плащаница — это покров, на котором вышито изображение упокоившегося Господа Иисуса Христа. Христос умер около 3-х часов дня. Именно в это время под умилительные песнопения священнослужители выносят плащаницу из алтаря и полагают на середине храма. Перед плащаницей читается канон «Плач Богородицы». В этом удивительно трогательном тексте мы слышим как бы слова Самой Матери Христа, оплакивающей Сына. Вот один из тропарей этого канона в переводе на русский язык: «Не помышляла Я, Чадо Мое, увидеть Тебя в таком горестном положении; никогда не верила, что увижу этих неистовых беззаконников, неправедно простирающих на Тебя руки. Ибо еще теперь дети их восклицают: "Осанна! Благословен!" Ибо устланный пальмовыми ветвями путь доселе всем показывает оказанное Тебе прославление даже от самых нечестивцев. Отчего произошло худшее?.. Увы мне! Я хочу узнать, как мог угаснуть Свет Мой, — как пригвождается ко Кресту Сын и Бог Мой».
Вечером в пятницу совершается Чин погребения плащаницы — похороны Иисуса Христа. Трогательнейшие песнопения и чтения никого не оставят равнодушными. При погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе и победы Его над адом и смертью.
Всякий православный христианин должен быть в этот день в храме.
Перед лежащей на середине храма плащаницей всю пятницу и субботу поклоняются люди и целуют изображение почившего Спасителя.
В Великую субботу на утрени,
Великая Суббота. Это очень необычный день в круге нашего богослужения. С одной стороны, Христос во гробе, и это страшно. С другой — мы ведь знаем, что Он воскреснет. Именно в этот день, накануне Пасхи, в древности совершалось Крещение людей, целый год готовившихся к этому.
Поэтому богослужение Великой Субботы окрашено в печальные тона и в то же время пронизано радостью и светом.
В этот же день освящаются пасхальные яства, которые с любовью приготовили люди к великому празднику .
Расскажем о некоторых атрибутах пасхального стола.
Во многих семьях красят яйца. Их окрашивают в различные цвета, украшают орнаментом, рисунками. И никогда не забывают часть яиц покрасить в красный цвет. Красное яйцо — очень емкий символ. С одной стороны, яйцо само по себе всегда символизировало жизнь; жизнь, торжествующую над смертью (твердая и мертвая скорлупа, а за ней таится жизнь – цыпленок). С другой стороны, красное пасхальное яйцо напоминает нам о искуплении человечества жертвенной Кровью Спасителя.
Согласно старинному преданию, обычай дарить на Пасху красные яйца был введен св. Марией Магдалиной, которая, придя в Рим для проповеди Воскресения Христова, подарила красное яйцо императору Тиберию со словами: «Христос воскрес!»
Кроме крашеных яиц, православные христиане славянских стран на Пасху пекут куличи (на Украине куличи называются пасхами): сладкие хлебы с изюмом, цукатами, орехами...
Еще древние язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу. Но христиане переосмыслили этот обычай. Христиане стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак Пасхальной радости и торжества!
Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей. Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха — начало будущего века, знак наступления новой эры. Вот так и пасхальный хлеб — кулич — напоминает нам о хлебе, который мы будем вкушать в Царствии Небесном (если окажемся достойны).Что еще, кроме крашеных яиц, ароматных и сладких куличей, дает гастрономически почувствовать радость Воскресения Христова?
Это творожные пасхи в виде пирамидок. Такая творожная пасха символизирует Церковь Христову. Ведь что такое творог? Створоженное молоко. Из чего состоит Церковь Христова? Из людей, преображенных Духом Святым. Творожная пасха указывает на членов Церкви, собранных вместе и преображенных Духом Святым. Именно поэтому вверху творожной пирамидки водружается знак Креста Христова.
Многие люди приходят в Великую Субботу в храм только для того, чтобы освятить пасхальную снедь. Это неправильно.
Прежде всего, мы должны в этот день посетить службу или хотя бы ее часть.
Поздно вечером в субботу в храмах начинается пасхальное богослужение. В 23.20 начинается пение Полунощницы. Во время этой службы священнослужители уносят плащаницу в алтарь и полагают ее на престоле.
За несколько минут до полуночи начинается крестный ход. Процессия священнослужителей и прихожан, с зажженными свечами, с иконами, хоругвями, благоухающими кадилами обходит вокруг храма. Мы изображаем собою Женщин-Мироносиц, которые в Пасхальную ночь пробирались кривыми улочками ко Гробу Христа. Они шли оплакать Иисуса и умастить Его ароматами. Но их ждал отверстый пустой Гроб... Они шли плакать, но пришли к величайшей в истории Радости. Смерть побеждена! Бог подтвердил, что Иисус — Его Посланник и Спаситель мира, а значит, все, что говорил Иисус, — правда. И теперь для людей начинается совершенно новое время...
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС !