1. Главная
  2. Блог
  3. Подготовка к Таинству Святого Причащения

Подготовка к Таинству Святого Причащения

22 февраля 2021
611

Подготовка к Таинству Святого Причащения

Дисциплинарные условия для желающих причаститься Святых Христовых Таин:

1. Литургический пост.

Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, который заключается в том, что с полуночи перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо с древности принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов перед причащением.

Часто возникает вопрос: если кто-нибудь утром в день причащения, умываясь, чистя зубы или принимая душ, случайно проглотил немного воды, может ли он причаститься? Святитель Тимофей Александрийский в своём авторитетном в каноническом отношении послании отвечает так: «Он должен причаститься. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения ,чаще будет делать тоже».

Важно отметить, что приём необходимого для жизни или нормальной жизнедеятельности организма лекарственного средства утром перед приобщением ни в коей мере не является препятствием для принятия Святых Таин, даже если для этого необходимо принять пищу или воду.

2. Исповедь.

Традиция Русской Православной Церкви включает в себя предварительную исповедь перед причастием, которая может происходить как накануне вечером, так и утром непосредственно перед Литургией.

При подготовке к исповеди можно воспользоваться святоотеческой литературой: самыми популярными книгами являются «Опыт построения исповеди» архим. Иоанна (Крестьянкина) и «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова). После вдумчивого чтения этих книг можно выписать на листочек свои грехи и прийти с записями на исповедь. Важно помнить, что исповедь – не формальное перечисление списка грехов, а попытка найти в себе страсти и путь к их исправлению.

Желающие исповедоваться должны прийти в храм заранее, чтобы вместе со всеми выслушать определённое последование перед исповедью: некоторое количество молитвословий, читаемых священником. Важно отметить, что прощённые ранее в Таинстве Исповеди грехи, если они больше не повторялись, снова перечислять НЕ НАДО.

Существует практика, что подходящие к исповеди приносят с собой свечу как символ своей веры, которая также горит перед Господом, и оставляют определённое пожертвование. После прочтения священником молитвы кающийся совершает крестное знамение и целует Крест и Евангелие, лежащие на аналое. Желающие причаститься берут у священника на это благословение.

3. Телесный пост.

Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому Таинству. Средством к более сосредоточенной духовной жизни в дни подготовки к Таинству является, наряду с молитвой, пост. По традиции предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием может продолжаться до нескольких дней. Общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост.

Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический интеллектуальный труд, трудный рабочий график и т.п.), и в этих условиях естественно снижается.

Отметим, что в соответствии с канонами Православной церкви пост перед Причастием полностью отменяется во время Светлой пасхальной седмицы и в праздничные дни Святок. Но это должно соотноситься с совестью: те, кто причащается раз-два в год не должны делать это только в указанные периоды времени ради того, чтобы не ограничивать себя в скоромной пище.

4частие в богослужении и домашняя молитва.

Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии, накануне Причащения человеку надо постараться прийти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва в этот день включает в себя, кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение «Последованияко Святому Причащению».

Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона Ангелу-хранителю, а также, например, Акафист Иисусу Сладчайшему. По традиции христиане могут также читать эти каноны в течение нескольких дней перед Причастием.

Причащение младенцев и детей. Для младенцев (маленьких детей дошкольного возраста) в зависимости от возраста в той или иной мере отменяются все условия, как дисциплинарные, так и сущностные. Происходит это под одним условием: Церковь крестит и причащает неразумных младенцев по вере их родителей. Поэтому крайне желательно, чтобы причащение младенцев совершалось совместно с семьей или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год, или не причащаются вовсе – не должна признаваться нормой. Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи. Если в семье есть дети, то очевидно дисциплинарные требования для обоих родителей (а особенно для мам) значительно смягчаются. А для кормящих и многодетных матерей, в случае необходимости, они могут быть и полностью отменены.

По сложившейся традиции дисциплинарные условия в полноте не распространяются и на детей более старшего возраста. Исповедь происходит, как правило, не раньше семилетнего возраста (а в случае индивидуальной неготовности ребенка и позже, например, в 9 или 10 лет). Меру телесного и литургического поста, молитвы, участия детей в богослужении необходимо определять родителям, согласовываясь со священником. Важно постепенно и мягко воспитывать в ребенке стремление и возможность воздержаться от приема пищи и по возможности воды перед Причащением, сообразуясь при этом с физическим, моральным состоянием ребенка, с временем, потраченным на дорогу к храму, с продолжительностью богослужения, с усталостью ребенка. Литургический (а тем более телесный) пост не должен быть ни физически, ни морально обременителен для маленького христианина и затмевать его радость встречи со Христом . Недопустимо причащение младенцев (маленьких детей) в случае явного их нежелания и противления. Необходимо в этом случае, успокоить ребенка, а в следующий раз лучше подготовить к приему этого великого Таинства.

+7 (910) 202-42-05
Настоятель храма
+7 (910) 267-17-90
Церковная лавка