О ГРЕХЕ И ПОКАЯНИИ
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что современные философские идеи ошибочно исключают понятие о грехе. «Сегодня мы в ужасе от некоторых проявлений поведения молодежи, людей среднего возраста. Те, у кого еще есть возможность сравнивать с жизнью предыдущих поколений, искренне удивляясь, говорят: "Такого не было никогда". Что же происходит? А происходит то, о чем говорит апостол Павел: грех живет в природе человека. И никаким образованием, никаким комфортом жизни, никакими технологиями этого греха из природы человека не изгнать». «Если душа злая и если грех господствует в ней, то никакие законы и никакая сила не удержит нагло текущий поток беззакония», - заключил он
Что такое грех? Какое можно дать ему определение?
Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим. Также и пренебрежение законами физического мира, если они уже изучены и познаны, является грехом.
Почему законы, установленные для блага человека, не очевидны?
А если очевидны, то почему он все равно постоянно хочет их нарушить?
Природа человека повредилась после грехопадения. На эту расположенность к греху много указаний в святой Библии. Господь сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7).
Есть выражение «смертные грехи» – что это такое?
Бывают грехи менее или более тяжкими? Чем эта тяжесть определяется?
Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин 3:14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати.Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
Так грех —это вина или болезнь?
И то и другое. С точки зрения нашего долга перед своим Творцом, грех есть проступок, преступление.
А с точки зрения, состояния души —болезнь, так как совершающий грех отпадает от Источника Жизни. Как нарушение естественных законов опасно для нашего тела, которое является частью физического мира, так и любой тяжелый грех травмирует душу. Просто вред от одних грехов очевиден, а от других нет. Возьмем для примера такой грех, как блуд. Когда люди ведут не узаконенную браком половую жизнь, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя его к чувственно - физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака.
Почему мы, когда молимся, просим у Бога помочь нам видеть свои грехи?
Видение этих грехов доставляет нам страдание, порождает угрызения совести.
Какой в этом смысл?
Мы ведь молимся не только о том, чтобы видеть свои грехи, но одновременно и просим у Бога укрепить нашу решимость оставить эти греховные привычки и навыки. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой, то есть: если мы доверяем Богу, то даже совершенное видение наших грехов не вызовет нашей в душе того страданияи уныния, о котором Вы говорите. Если после осознания своих грехов, человек впадает в уныние, это значит он страдает маловерием, это значит, что он имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он не познал Его безграничного милосердия и любви. Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом таинстве. И как замечает епископ Игнатий (Брянчанинов):«Утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне –в мрачных помыслах безнадежия». «Это утешение приносит человеку благие исмиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды» .
Если страдание – это наказание за грех, почему страдают невиновные?
С того времени, как произошло грехопадение и повредилась человеческая природа, страдания вошли в жизнь человечества. Страдают и грешные, и праведные. Первые страдают за свои грехи и беззакония, последние для того, чтобы соединиться с Господом. Для последователей Спасителя скорби служат к полному очищению, подобно тому, как золото очищается от примесей в огне. Скорби и болезни –это лекарство от греховных страстей. Об этом часто писали Святые Отцы: «Поражается плоть, чтобы исцелилась душа».
Каков механизм такого очищения? Почему человек очищается, когда ему плохо?
Скорби, прежде всего, сокрушают главный источник греха —гордыню и самонадеянность. Только в душе смиренного человека может родиться и крепнуть вера. Неверующий человек не в состоянии постичь смысл слов св. апостола Павла: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10).
Но есть люди, которые страдают много, но лучше не становятся. Почему их страдания не очищают?
Страдания только тогда спасительны, когда человек переносит их по-христиански. Люди, живущие без Бога, часто напротив, озлобляются.
Считается, что можно быть порядочным и высоко-нравственным человеком и без Церкви. Разве, чтобы не грешить, нужна Церковь?
Среди людей далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго соблюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не значит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, такими опасными грехами, как гордость и честолюбие.
А без Божественной помощи человек не может справиться только с гордостью или вообще с любым грехом?
Можно сказать, что это невидимые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с другим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духовную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным.
Борьба с грехом: с чего тут начинать? Какой должен быть подход?
Преподобный Никодим Святогорец советует начинать борьбу с главной страсти: «Войди вниманием в сердце свое пишет он и исследуй тщательно, какими помыслами... и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним». Против этой страсти, прежде всего и нужно поднимать оружие, ее-то и стоит стараться побороть:«С одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать»,– пишет старец.
В первую нужно бороться с самой закоренелой страстью или с той, которая влечет к самым тяжким грехам?
Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины. Преподобный Исаак Сиринговорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь»
(Слова подвижнические. Слово 38).
Для искоренения греховных навыков от человека требуется жертвенность и упорный духовный труд.
Тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеление души. Иеромонах Иов (Гумеров)