1. В Таинстве Причащения мы соединяемся не с символами, а с Самим Христом. Буквально причащаемся настоящих тела и крови Христовых. Иисус сказал об этом: “истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие”.
Причащаясь, мы целиком принимаем в себя Христа. Как каждая росинка солнечным утром отражает полное солнце, так и в храмах верующие, причащаясь Тела и Крови Христовых, соединяются с полнотой Христа.
2. В жизни каждого человека был периодом, когда он питался телом и кровью другого человека. Это период внутриутробного развития. Через пуповину каждый из нас питался телом и кровью матери. И в духовной жизни наступает такой период, когда после крещения человек через духовную пуповину причащается тела и крови Христовых. Человек как в утробе материнской живёт в лоне Христовом до дня смерти. Поэтому есть поговорка: “Кому Церковь не Мать, тому Бог не отец”.
3. Таинство Причащение является центром Литургической жизни Церкви. Вокруг него всё строится. Без таинства Причащения все остальные таинства теряют смысл. Крестимся мы для того, чтобы воспользоваться теми дарами, которые оставил Господь в Церкви, а именно даром исповеди и причащения. Если человек не пользуется этими дарами, то и крещение по сути оказывается не нужным.
И таинство венчания получает свое исполнение в таинстве Причащения. В Древней Церкви не было отдельного таинства венчания. Епископ благословлял вступающих в брак, и они причащаясь из одной чаши Тела и Крови Христовых, становились одной семьей.
4. Сын Божий воспринял человеческую природу не только и не столько для того чтобы нас искупить, избавить от греха, проклятия, смерти, власти дьявола над нами, сколько для того чтобы нас соединить с собой.
Святые отцы говорят, что если не было бы греха и смерти, то Сын Божий всё равно бы стал человеком, чтобы нашу человеческую природу соединить с божественной и даровать нам полноту радости, полноту любви.
Преподобный Максим Исповедник объясняет, что для совершенного обоживания человека необходимо было совершенное воплощения Бога. Однако конкретные обстоятельства, при которых совершилось бы воплощение, были бы другими, если бы не было грехопадения. Крест и смерть воплотившегося Бога стали нужны только вследствие грехопадения.
5. Таинство Причащения установлено в Четверг Страстной седмицы на Тайной Вечери, когда Господь наш Иисус Христос вкушал пасху со своими учениками. Апостол и евангелист Матфей так описывает эти события: “Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: прииимитие, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.” Это событие установления Таиснтва Причащения особым образом вспоминается в Великий Четверг Великого поста.
6. Прообразом Причащения были ветхозаветные жертвы и в первую очередь пасхальный агнец. Для пасхального агнца выбирался однолетний ягнёнок или козлёнок, который приготовлялся на семью или несколько семей, потому что до утра его было необходимо полностью съесть, причем кости его не должны были сокрушаться во исполнении пророчества, что кости Иисуса не будут сокрушены.
7. Уникальность таинства причащения заключается и в том, что дает единственную, особую возможность соединиться с Богом не только духовно, но и телесно.
8. Причащение соединяет нас не только с Богом, но и друг с другом. Христос есть Глава Церкви, которая есть Тело Христово. Весь приход причащается из одной чаши, значит составляет единое тело Христово.
Преподобный Максим Исповедник объясняя, каким образом люди становятся ближе друг к другу, приводил пример солнца. Чем дальше лучи от солнца, тем дальше и друг от друга. Чем ближе лучи друг к другу, тем ближе они к солнцу.
9. К Таинству Причащения нужно готовиться. Как мы готовим квартиру к приходу гостей, так же приглашая Христа в свое сердце, должны очистить от всякой скверны. Апостол Павел говорит, что многие болеют и умирают, так как причащаются недостойно.
10. Люди, которые не могут дойти до храма, чтобы причаститься, могут причаститься на дому, пригласив священника.
11. Во время Литургии происходит самое великое чудо − превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Причастие является центром литургической жизни Церкви. Каждый христиан, желающий соединиться с Богом, принимает Тело и Кровь Христовы во время Литургии. Стоя на Литургии мы оказываемся на Тайной Вечери, которая была две тысячи лет назад.