Преподобный Серафим Саровский родился в Курске (19) 30 июля 1754 года (хотя по правилам Русской Православной церкви днем его рождения считается 1 августа).
В день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа.
Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, Саровский подвижник без колебаний и сомнений восходил от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству.
Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством.
Батюшка Серафим оставил нам прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их.
«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия».
Являя благодатные дары и силу Божию людям, батюшка Серафим назидал приходивших к нему, как идти путем спасения. Он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний. Он говорил: «Выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей».
Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа преподобный Серафим считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но […] молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».
Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. «А если кто располагает временем, – говорил преподобный, – пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола». Святой советовал изучать порядок богослужения и держать его в памяти.