1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. Великое повечерие с покаянным каноном Андрея Критского

Великое повечерие с покаянным каноном Андрея Критского

8 марта 2022
547

В будние дни Великого поста, Устав назначает совершение великого повечерия. В первые четыре дня Великого поста (7 марта, 8 марта, 9 марта, 10 марта) великое повечерие совершалось в храме Михаила Архангела с чтением канона преподобного Андрея Критского, причем он разделён на четыре части. Великое повечерие совершал настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Николай Гонтар.

            Чин великого повечерия состоит в основном из псалмов и распадается на три части.

Первая часть включает шесть псалмов и яркое песнопение. С нами Бог из книги пророка Исайи.

Вторая часть также включает псалмы и взятую из 2-й книги Паралипоменон Ветхого Завета молитву царя Манасии.

В третью часть входят псалмы и славословие, после которого поется Богородичный канон и особое песнопение «Господи сил, с нами буди…» со стихами 150-го псалма. Устав указывает петь их «велегласно и косно», т.е. очень громко и медленно.

            В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии назначается канон Андрея Критского, но не в заключительной части, а в самой первой.

Во вторник, 8 марта, на первой неделе поста протоиерей Николай Гонтар в храме Михаила Архангела г. Малоархангельска совершил великое повечерие. Такое богослужение совершается во всех православных храмах в первые четыре дня Великого поста.

Начинается служба так:

«Благословен Бог…», обычное начало и 69-й псалом, который находится в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69-го псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского.

Великий канон – это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу:

«Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»

С чего начать мне каяться, ведь это так трудно. Затем следует знаменитый тропарь: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…»

Удивительные слова: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.

Великий канон по своему содержанию представляет собой беседу кающегося с собственной душой и самых первых слов следует обращение к своей душе:

"Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы".

Широкое использование образов и сюжетов из Св. Писания, как Ветхого, так т Нового Завета - основные особенности Великого канона. На этих примерах происходит увещание души- вспомни этого праведника, он так угодил Богу…

В первых тропарях вспоминаются Адам и Ева, Великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф.

В заключительной песни первого дня после всех воспоминаний следуют тропари удивительной силы:

"Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово: струпи твоя, о душе, умножишася не сущу врачу исцеляющему тя".

Буду приводить тебе примеры из Нового Завета, может быть, тогда ты покаешься

"Новаго привожду ти писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми и чистотою и гонением".

Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя:

"Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся".

Великий канон Андрея Критского, всеми средствами подвигал нас к покаянию, в последних тропарях как бы открывает нам свою «методику»: как я с тобой беседовал, душа, и праведников ветхозаветных тебе напоминал, и новозаветные образы тебе в пример приводил, и все напрасно:    

  "ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию: но горе тебе, внегда будеши судитися".

Горе тебе, когда предстанешь на суд!   

 В конце великого повечерия положен чин прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера. Указано после последних молитв великого повечерия:

"Творит предстоятель поклон земный, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом и всеми моими чувствы".

Братия: "Бог простит тебе, отче святый".    

 Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.

+7 (910) 202-42-05
Настоятель храма
+7 (910) 267-17-90
Церковная лавка