В будние дни Великого поста, Устав назначает совершение великого повечерия. В первые четыре дня Великого поста (7 марта, 8 марта, 9 марта, 10 марта) великое повечерие совершалось в храме Михаила Архангела с чтением канона преподобного Андрея Критского, причем он разделён на четыре части. Великое повечерие совершал настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Николай Гонтар.
Чин великого повечерия состоит в основном из псалмов и распадается на три части.
Первая часть включает шесть псалмов и яркое песнопение. С нами Бог из книги пророка Исайи.
Вторая часть также включает псалмы и взятую из 2-й книги Паралипоменон Ветхого Завета молитву царя Манасии.
В третью часть входят псалмы и славословие, после которого поется Богородичный канон и особое песнопение «Господи сил, с нами буди…» со стихами 150-го псалма. Устав указывает петь их «велегласно и косно», т.е. очень громко и медленно.
В первые четыре дня Великого поста на великом повечерии назначается канон Андрея Критского, но не в заключительной части, а в самой первой.
Во вторник, 8 марта, на первой неделе поста протоиерей Николай Гонтар в храме Михаила Архангела г. Малоархангельска совершил великое повечерие. Такое богослужение совершается во всех православных храмах в первые четыре дня Великого поста.
Начинается служба так:
«Благословен Бог…», обычное начало и 69-й псалом, который находится в третьей части великого повечерия, но в эти четыре дня переносится на начало, и тогда на своем обычном месте уже не повторяется. После 69-го псалма сразу следует чтение канона прп. Андрея Критского.
Великий канон – это чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу:
«Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»
С чего начать мне каяться, ведь это так трудно. Затем следует знаменитый тропарь: «Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…»
Удивительные слова: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.
Великий канон по своему содержанию представляет собой беседу кающегося с собственной душой и самых первых слов следует обращение к своей душе:
"Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы".
Широкое использование образов и сюжетов из Св. Писания, как Ветхого, так т Нового Завета - основные особенности Великого канона. На этих примерах происходит увещание души- вспомни этого праведника, он так угодил Богу…
В первых тропарях вспоминаются Адам и Ева, Великое множество библейских персонажей: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф.
В заключительной песни первого дня после всех воспоминаний следуют тропари удивительной силы:
"Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша, и все праведное слово: струпи твоя, о душе, умножишася не сущу врачу исцеляющему тя".
Буду приводить тебе примеры из Нового Завета, может быть, тогда ты покаешься
"Новаго привожду ти писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению: праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми и чистотою и гонением".
Самые страшные грешники покаялись и придут в Царство Небесное прежде тебя:
"Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы: душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее и мытарие и прелюбодее кающийся".
Великий канон Андрея Критского, всеми средствами подвигал нас к покаянию, в последних тропарях как бы открывает нам свою «методику»: как я с тобой беседовал, душа, и праведников ветхозаветных тебе напоминал, и новозаветные образы тебе в пример приводил, и все напрасно:
"ихже не поревновала еси, душе, ни деянием, ни житию: но горе тебе, внегда будеши судитися".
Горе тебе, когда предстанешь на суд!
В конце великого повечерия положен чин прощения, похожий на тот, который совершался в неделю вечера. Указано после последних молитв великого повечерия:
"Творит предстоятель поклон земный, глаголя братии: благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом и всеми моими чувствы".
Братия: "Бог простит тебе, отче святый".
Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.