1. Главная
  2. Новости
  3. Приходские новости
  4. Навечерие Рождества Христова 06 января

Навечерие Рождества Христова 06 января

6 января 2022
605

6 января 2022 г. в Навечерии Рождества Христова (Рождественский сочельник) настоятель храма Михаила Архангела протоиерей Николай Гонтар совершил службу Навечерия Рождества Христова - Царские часы и Великую Вечерню в соединении с Литургией святителя Василия Великого.

Сегодняшний день, 6 января, в православном календаре именуется Рождественским сочельником, или, как его называют, Навечерие Рождества Христова - это день накануне праздника, по – своему очень радостный. Он преисполнен особенного трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо, земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы – волхвы. Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время часов, которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно присутствовал царь- император). Наряду с ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского повествования об этом великом событии – первый луч благой вести о Рождестве Христовом.

В Рождественский сочельник благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества. Лишь при появлении первой звезды – символа звезды Вифлеемской – можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. Отсюда и название этого дня – сочельник. Сам праздник Рождество, по учению Церкви, символизирует торжество примирения человека с Богом, предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей. В наше время многие почему – то думают, что Навечерие (Сочельник) начинается вечером, когда они приходят на Рождественскую службу. На самом деле служба Навечерия начинается утром 6 января и заканчивается где-то после полудня. До революции считалось обязательным ходить на эту службу, ведь без Сочельника какое Рождество? 

Служба Навечерия Рождества совершается по тому же образцу, что и Навечерие Крещения Господня. Это вызвано тем, что в глубокой древности Рождество Христово праздновалось вместе с Богоявлением (Крещением). Вспоминалось в целом явление Бога во плоти, откровение во Христе и через Христа Божественной благодати. Ныне два великих праздника разделяют двенадцать дней, но их кануны остаются прежними. Издревле в Навечерии Рождества и Крещения совершались Царские Часы. Называются они так потому, что греческие императоры, а впоследствии и русские, всегда присутствовали на них и во время этих часов возглашались многолетия царям. Но основное содержание Царских Часов – это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.

В праздничное Навечерие служатся все часы (1,3, 4, 6,9) друг за другом. Итак, утром вы входите в храм и видите, что Царские врата открыты. Это значит, что начинаются Царские Часы. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие в ознаменование того, что Господь пришел на землю для спасения всех народов. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ладан и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Царю Иудейскому.

Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета. Эта торжественная служба наполняет души молящихся благоговейным предчувствием приближающегося великого события. В Навечерие Рождества Христова после отпуста Вечерни и Литургии совершается чин «славления». На середину храма выносится свеча, знаменующая звезду, явившуюся в Вифлееме. Перед ней священнослужители и певцы впервые роют «велегласно» тропарь и кондак праздника.

В песнопениях богослужений праздника Святая Церковь называет Рождество Христово тайной, явленной Богом человекам в воплощении Сына Божия, ибо днесь Бог на землю прииде и человек на Небеса взыде.Сочельник известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название.

Рождественский сочельник - высшая ступень на пути к празднику. Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать. Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена. Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогоднее – рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия - и сразу же узнаешь что- то важное о своей жизни.

Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий. Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера». Вера  предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются « взять за шиворот духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки психологии, гадания тоже неприемлемы.

Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки. Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям. Однако это иллюзия: отвечать – то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода. Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут. Он предоставил человеческому сердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.

Итак, до Рождества Христова остались считанные часы. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова – « всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. Вместо сочива или даже помимо него к Сочельнику готовили кутью – кашу из обмолотой пшеницы. Крупу перебирала вся семья несколько вечеров. Зерна толкли в ступке, но так, чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. Подавали кутью с маком и медом.

На Украине Сочельник издавна называют Святой вечер. Есть традиция устраивать в этот день торжественное застолье, ритуал которого неизменен на протяжении долгих веков. Трапеза состоит из двенадцати блюд, все они очень вкусные, хоть и постные. Однако те, кто собирается идти на Рождество в храм, все же воздерживается от обильного угощения.

Рецепты Рождественского сочельника

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику, последний день перед Рождеством. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после вечерней службы ( если Всенощное бдение и Литургия не служатся вместе ночью), когда на середину храма будет вынесена  зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду.

Так же, согласно народной традиции, полагается есть особое блюдо – кутью.

Коливо (рассыпчатая постная кутья)

Ингредиенты:

Зерна пшеницы – 250г.

Изюм – 150г.

Инжир  -150г.

Мед- 100г.

Приготовление

 В сваренные на воде  и очищенные от оболочки зерна пшеницы добавить сваренные отдельно, перебранные и промытые изюм и инжир, подсластить медом и все перемешать.

Сочиво (полужидкая постная кутья)

Ингредиенты:

Пшеница (зерно) – 200г.

Очищенные орехи – 30г.

Мак – 150г.

Изюм – 50г.

Фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье   - по вкусу

Ванильный сахар – по вкусу

Приготовление:

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду. Мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить кипяченой воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подавать на стол в охлажденном состоянии.


+7 (910) 202-42-05
Настоятель храма
+7 (910) 267-17-90
Церковная лавка