18 января 2022
613

        Великая Агиасма-вода, которая связана с праздником Крещения Господня. Господь Иисус Христос на реке Иордан принял водное Крещение от Иоанна Крестителя перед общественной проповедью. Святой обряд происходил так: к Иоанну приходили люди. Они исповедовались в своих грехах. Иоанн Креститель омывал их в воде Иордана. Это было знаком отпущения грехов.

         Господь Иисус Христос был безгрешен, но исполнял обычай, чтобы, как все, принять водное Крещение. По Евангелию открывались небеса в этот момент, и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса Христа, это было засвидетельствовано Иоанном Крестителем.

        Этот праздник еще называется Богоявлением, поскольку одновременно с Крещением Святая Троица явилась на Иордан. После Крещения Господь наш Иисус Христос выходит на проповедь Евангелия и три года проповедует, заканчивая свой светлый путь распятием на Голгофе. Поскольку начало главным событиям было положено у реки Иордан, в празднике Крещения заключается, может быть, все Евангелие.

       Накануне Крещения, в Крещенский сочельник, совершается литургия и освящение воды. Это первоосвящение. Исторически сложилось, что освящают воду два раза: первый раз - накануне Крещения в храме. Потом по обычаю, наверное, русскому - шли освящать живую воду - источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.

     Многие люди считают, что вода становится священной с 00.00 ночи. Человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду - с этой минуты она становится святой. 

       Освящение воды - это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы.Освященная вода - это духовное оружие. Крещенскую воду нужно брать в храме - после службы. Великое водоосвящение проводится два раза в год. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

     В день Крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак. Особенность Богослужения этого праздника — великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.

     В каждом православном храме совершается водосвятие, специально готовятся емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Можно взять воду в день самого праздника, после водосвятия, но поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду. А дальше - хранить ее в доме с благоговением, поскольку это великая святыня. И не просто хранить, а употреблять для телесного и духовного здоровья, в болезнях. Нельзя забывать, что освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

       Купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь люди разные, кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это неполезно - состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением - слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно прийти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной, окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека.

       Как солнце светит всем людям: добрым и злым и дождь падает на всех, так и святая вода - она отовсюду проистекает, но если сами мы душой нечистые, злые по натуре и неверующие, мы не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. Вопрос не в воде, а в сердце человеческом - насколько оно способно принять святыню, которую Бог даром дает всем.

+7 (910) 202-42-05
Настоятель храма
+7 (910) 267-17-90
Церковная лавка